Сравнение
Корзина

Маркировка товаров с 2020 года: что это и зачем нужно

Головная боль за ваши деньги?

Маркировка товаров с 2020 года: что это и зачем нужно

Идея о создании централизованной программы маркировки и отслеживания товаров на территории России начала обретать форму нормативного акта ещё в 2017 году. Немногим позже правительство одобрило Распоряжение от 28.04.2018 №791-р, определившее основные положения в системе маркировки. Сейчас главным документом, регулирующим движение маркируемых товаров, является Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ.

Для чего внедряют систему маркировки?

Основная задача системы маркировки аналогична акцизным маркам — подтверждение подлинности товара. Только контроль на всех этапах пути от завода до рук конечного потребителя может гарантировать качество товара.

Приведём пример — после закрепления положения о маркировке изделий из меха спрос на них, согласно данным статистики, вырос на 60%. Разумеется, это произошло не из-за резко появившегося тренда на меха. Просто ранее в статистику не попадали изделия, изготовленные в подпольных условиях или ввезённые контрабандой.

Теперь же, когда предприниматели, нарушающие законы, лишились возможности обманывать потребителей, они ушли с рынка. А их место заняли честные бизнесмены, продажи которых как раз и подняли спрос на эти 60%. Соответственно, чем больше категорий товаров будет подлежать обязательной процедуре маркировки, тем лучше станет как для правительства страны, так и для потребителей. Государственный аппарат выигрывает за счёт дополнительных налоговых отчислений, а покупатели в итоге получают более качественные товары вместо поддельных или даже опасных для здоровья (как в случае с лекарствами).

Основные термины

Во-первых, пройдёмся по основным пунктам, перечисленным в законе, и переведём их на более понятный язык.

  • Товары, подлежащие обязательной маркировке. Так называются отдельные категории продукции, каждая товарная единица которых должна быть отмечена собственным кодом в соответствии с ФЗ. Перечень категорий товаров утверждается правительством РФ.

  • Код маркировки. Собственный для каждого экземпляра товара набор символов, позволяющий удостовериться в подлинности конкретной товарной единицы. Состоит из двух частей: «индивидуального» кода идентификации и кода проверки. Второй является зашифрованным «отражением» идентификационного кода и служит для проверки его подлинности. Злоумышленник может попытаться подделать их, но, не зная криптографического алгоритма, получит лишь два не сходящихся друг с другом набора символов.

  • Средство идентификации. Этот же код, переведённый в форму для машинного считывания (штрих-код, радиочастотная метка, QR-код и так далее), называется средством идентификации.

  • Технические средства проверки кода проверки. Здесь название говорит само за себя. Так обозначено любое средство с программным обеспечением (от кассового терминала в магазине до приложения на смартфоне), способное просканировать средство идентификации и выявить его подлинность либо предупредить о корректировке или подделке.

  • Технические средства формирования кода проверки. Этим термином названы криптографические средства, формирующие подлинные коды маркировки. Средства в обязательном порядке проходят государственную сертификацию.

На самом деле в законе нет ничего особенно сложного. Всё можно свести к двум—трём предложениям, не теряя основную суть нормативного акта. Код маркировки собирается из номера конкретного экземпляра и набора символов, полученных с помощью технического средства формирования. Ещё на стадии производства (или упаковки) каждого из отмечаемых товаров наносится средство идентификации. В свою очередь, продавец и потребитель могут удостовериться в его подлинности, просканировав код техническими средствами проверки.

Кого касаются требования по маркировке товаров

Правительство планирует перевести от 60 до 100 процентов всего потребительского рынка на систему обязательного маркирования уже к 2024 году. На протяжении последних двух лет законы по маркировке отдельных категорий товаров носили сначала рекомендательный характер, позже становясь обязательными. Если не считать акцизные марки на алкогольных и табачных изделиях, которые уже достаточно давно выполняют аналогичные задачи, нанесение идентификационных кодов на товары началось с меховых шуб ещё в 2016 году. Тогда же одновременно под эгидой нескольких министерств была запущена пилотная система по отслеживанию всех идентифицированных товаров с помощью системы онлайн-касс.

Постепенно другие категории товаров стали попадать под действие закона. На данный момент обязательной маркировки подлежат:

  • Одежда и аксессуары из натурального меха — эксперимент с 2016 показал себя удачным, поэтому теперь любое изделие из меха, но не имеющее маркировки, считается поддельным.

  • Табачные изделия — обязательное нанесение средств идентификации началось ещё летом 2019 года. Однако компании-дистрибьюторы имеют право продавать остатки изделий без кодов маркировки до 1 июля этого года.

  • Лекарственные препараты. В случае с ними обязательная маркировка была намечена на первый день 2020 года, но позже была отложена до 1 июля. Меньше половины всех аптек страны и других участников оборота успели закупить оборудование для нанесения средств идентификации. Даже с учётом того, что маркировке подлежит не весь ассортимент аптек, слишком быстро принятые запреты и обязательства грозили бы буквально обрушить эту отрасль.

  • Обувь и сопутствующие к ней товары. Они маркируются ещё с 2019, а с 1 июля 2020 года запрещено производить и продавать обувь без собственных кодов. Маркировать остатки разрешено до 1 сентября 2020 года.

  • Фотоаппараты и лампы-вспышки. В конце февраля этого года подошёл к концу срок, в ходе которого все их продавцы были обязаны зарегистрироваться в системе отслеживания оборота товара. Теперь их продажа без средств идентификации разрешена до 1 октября.

  • Парфюмерные товары (духи, туалетная вода и прочее). У людей, занимающихся их торговлей, осталось совсем немного времени для регистрации в ИС. Крайний срок — 31 марта. С реализацией неотмеченных остатков продукции дело обстоит так же, как и с фотоаппаратами – до конца сентября.

  • Автомобильные шины и покрышки. Здесь государство требует скорейшей регистрации в системе отслеживания товаров (7 дней после начала оборота). Продавать же немаркированные изделия разрешено вплоть до ноября 2020.

  • Одежда из натуральной кожи и отдельные текстильные изделия. Здесь пока что не определены чёткие сроки на подготовку. Так 1 января 2021 года весь оборот этих товаров без средств идентификации будет запрещён.

Кроме того, несколько категорий товаров пока что подлежат маркировке в рамках эксперимента. Среди них велосипеды и кресла-коляски (как ручные, так и автоматические).

Что такое «Честный знак» и как он работает?

Такое название получила вся система по контролю подлинности товара. Она включает в себя пять этапов:

  1. Сначала уполномоченный оператор наносит на каждую единицу товара уникальные коды. Это происходит на этапе производства или ввоза продукции из-за границы.

  2. Вся логистическая цепочка отслеживается и заносится в компьютерную базу данных. Если товар уезжает с завода в пункт А, то любая попытка продать его поддельную копию в пункте Б обернётся моментальной несостыковкой в базе и последующим предупреждением.

  3. Магазин в момент получения товара фиксирует его подлинность проверкой кодов и подтверждает получение.

  4. При продаже единица товара отмечается как «Вышедшая из оборота». Её код больше нигде не повторяется, поэтому нет вероятности, что при производстве (ввозе) другой копии этого же изделия произойдёт системная ошибка.

  5. Эта система работает не только на благо продавцов. Мобильное приложение, работающее на смартфонах с операционными системами iOS или Android, позволяет любому желающему проверить коды маркировки.

Из минусов можно отметить относительную "сырость" приложения. Несмотря на часто выпускаемые обновления, работа программы всё ещё далека от идеальной.

Оператор системы

Правительство приняло решение назначить ответственным за функционирование системы «Честный знак» организацию, названную Центром развития перспективных технологий. Именно она занимается разработкой криптографического алгоритма маркировки и следит за его защищённостью. Стоит заметить, что ЦРПТ является частной структурой несмотря на такое тесное взаимодействие с государственным аппаратом.

Как готовиться к работе с маркированными товарами

Рекомендуется готовиться к вступлению в силу требований по маркировке товара заранее. Несоблюдение требований может обернуться для бизнеса серьёзными убытками или полным закрытием. Если вы работаете хотя бы с одной из категорий продукции, указанных выше, вам в обязательном порядке понадобятся:

  • Введение электронного документооборота. С электронной документацией вы сможете своевременно отчитываться об отправке, прибытии, продаже или несоответствии изделий из конкретной партии.

  • Наличие квалифицированной электронной подписи. Причём, если штат компании (или конкретной торговой точки) составляет несколько человек, разумнее будет оформить отдельные подписи для руководителя — для ведения и пересылки всех сопутствующих документов — и ещё одну для человека, ответственного за приёмку товаров.

  • Сканеры 2D-кодов. Удобно иметь 2 штуки — один для приёмки товаров и один для кассы. Возможно, потребуется приобрести несколько сканеров: так вы сможете продавать маркированные товары на разных кассах или поручить приёмку товаров нескольким сотрудникам одновременно. Все указанные категории товаров маркируются 2D-кодами (кроме меховых изделий с RFID-метками)

И, наконец, потребуется настройка оборудования для обеспечения работы всего этого комплекса. Многие компании уже предлагают купить решения "под ключ".

Последствия принятия закона

Главные плюсы нововведения

В целом, это нововведение можно охарактеризовать с положительной стороны. После внедрения системы по маркировке и контролю подлинности показатели легального оборота в экспериментальных областях значительно выросли. С одной стороны, новый закон полностью убрал с рынка тех продавцов, которые и не собирались заниматься качественным товаром, сознательно обманывая потребителей.

Те предприниматели, которые настроены вести бизнес честно, получили эффективный инструмент для контроля качества собственных поставщиков. А сами покупатели теперь имеют меньше шансов случайно получить поддельный товар.

Возникшие проблемы

Не обошлось и без минусов. Во-первых, это рост цен на товары, подлежащие маркировке. И хотя незначительное повышение в стоимости дорогих товаров (шубы или шины) оказалось практически незамеченным, этого нельзя сказать про лекарства и табачные изделия. Здесь необходимость наносить средства идентификации на каждую единицу оборачивается крупными расходами.

Не все компании и ИП оказались готовы к крайним срокам. Теперь для работы в «Честном знаке» нужно иметь специальную электронную подпись и наладить полный электронный документооборот в компании. Ну и, разумеется, закупить сканеры для средств идентификации.

Самой большой проблемой стала необходимость маркировать остатки старой продукции. Особенно в тех случаях, когда необходимо указать полный путь единиц товара от производителя через цепочку поставщиков. С учётом того, что отдельные предприниматели ввели ЭДО как раз в тот момент, когда он стал необходим для работы с «Честным знаком», такая операция обернулась настоящей головной болью.

Прогноз на будущее

Тем не менее, общий рост легального оборота (вместе с налоговыми отчислениями) вкупе с повышением процентной доли легального товара можно смело назвать успехом эксперимента. Соответственно, можно ожидать и в дальнейшем усиления государственного регулирования в сфере торговли. Самим продавцам приходится спешить за техническим прогрессом и оперативно реагировать на все новшества в законодательстве.

Но всё-таки, даже с учётом всех принятых новшеств, не стоит ожидать запланированного перехода на повсеместную маркировку к обещанному 2024 году. Пока что поправки в закон выглядят больше как отдельные эксперименты.

Орешин М.С.
выяснил, что такое маркировка товаров


Успехов в вашем бизнесе!

Комментарии